16 ноября 2021
105 лет назад открылось сквозное движение по Мурманской железной дороге.
3 ноября (16 ноября по новому стилю) 1916 года произошла стыковка Карельского участка железной дороги с Кандалакшским. На перегоне между станцией Боярская и разъездом Амбарный состоялась торжественная церемония забивки последнего, венчавшего дело, серебряного костыля в присутствии генерал-майора свиты его величества князя Багратиона-Мухранского.
По этому случаю был отслужен торжественный молебен и установлен особый памятный знак – деревянный обелиск.
В 1977 году деревянный знак был заменен на бетонный. В 70-е годы XX века памятный знак был включен в маршрут экскурсий по памятным местам района №2 под названием «По великому Северному пути».
Открытие Мурманской железной дороги стало вносить изменения в прежний уклад экономики нашего региона, приобщив его к хозяйственной жизни страны.Обширный северный край стал более активно осваиваться и заселяться. Вдоль железнодорожного пути в глухой тайге возникли десятки новых поселков. В 1916 г. в ходе строительства железной дороги была основана станция Лоухи, давшая впоследствии название самому району. В том же 1916 году основана станция Чупа.
С открытием железной дороги была заложена основа сообщения региона с другими районами страны, дав развитие торговле, лесной, горнорудной промышленности Лоухского края, более эффективного использования природных богатств.
Для Лоухского района Мурманская железная дорога и сейчас остаётся главным путём сообщения.